
Пост установлен Церковью с целью содействовать христианину в духовно-нравственном совершенствовании. Во время поста человек учится воздержанию, учится ограничивать свои чувственные желания.
Мы, христиане, должны всегда помнить о данных при крещении обетах, о своем призвании, о том, что наша цель – спасение души, что мы постоянно должны предстоять пред Богом, бороться со страстями. Однако мы так часто забываем об этом, увлекаясь житейской суетой, расслабляясь духовно! Поэтому Церковь, как заботливая мать, предлагает нам особое время, чтобы вспомнить о душе, потрудиться хотя бы немного над ее исправлением.
Пост – это некое духовное упражнение, инструмент, с помощью которого можно вести духовную работу, совершать восхождение по «лествице» (лестнице) добродетелей. При этом святые отцы часто напоминают нам, что пост – это не только воздержание от некоторых видов пищи и ограничение ее количества. Неядение мяса и прочих продуктов еще не означает поста. Пост включает в себя устранение от развлечений и чувственных удовольствий, большее внимание молитве, как церковной, так и домашней, чтение душеполезной литературы, и особенно, совершение дел милосердия, любви, сугубое служение ближнему. Все это помогает расположить душу к добру, очистить ее от греховной скверны.
Пост существовал еще в Ветхом Завете. Так, 40 дней постились пророки Моисей и Илия. Господь наш Иисус Христос перед выходом на общественное служение постился 40 дней в пустыне.
Среди постов, установленных Церковью, главным и древнейшим является Великий пост, который также продолжается 40 дней. Его цель – подготовить христиан к главному событию церковного года – Светлому Христову Воскресению.
Святой Великий пост – это один из четырех многодневных постов годового богослужебного круга. Он именуется Великим по сравнению с остальными по протяженности и строгости воздержания. Начинается он за семь недель до Пасхи – центра годового богослужебного круга.
На Первом Вселенском Соборе 325 г. было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после весеннего полнолуния, при условии, что этот день не совпадает с Пасхой иудейской, и не предваряет ее, поскольку Господь наш Иисус Христос воскрес после иудейской Пасхи.
Великому посту предшествует подготовительный период, состоящий из трех недель и четырех воскресных дней, который предупреждает нас о том, что скоро начнется особый период церковного года.
Первый воскресный день называется «Неделей о мытаре и фарисее». На Литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее. Накануне, за всенощной, поется песнопение «Покаяния отверзи (открой) ми двери, Жизнодавче…». В эту неделю отменяется пост в среду и пятницу.
Следующий воскресный день называется «Неделей о блудном сыне». Читается Евангельский сюжет о блудном сыне, а на всенощной добавляется еще одно песнопение: 136-й псалом «На реках Вавилонских…» Он помогает нам почувствовать себя пленником греха, которому не до радостных песен. Следующая неделя заканчивается Мясопустной субботой, ее еще называют Вселенской родительской субботой. За Мясопустной субботой следует воскресенье, в которое в последний раз до Пасхи православные христиане едят мясо.
Всего в году две Вселенские родительские субботы – это Мясопустная и Троицкая, перед Пятидесятницей. Вселенские родительские субботы посвящены поминовению умерших. В это время Церковь постановила поминать всех усопших православных христиан, не получивших отпевания и поминовения.
Мясопустное воскресенье называют также «Неделей о Страшном Суде». Богослужебные песнопения призывают нас помнить час смерти и Страшный Суд, но не унывать, а очищать себя постом.
Последняя неделя перед Великим постом – Сырная. Ее особенности – неядение мяса, есть можно только молочные продукты (притом и в среду, и в пятницу). В среду и пятницу произносится впервые молитва прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота (жизни) моего…» с шестнадцатью поклонами (3 земных, 12 поясных, и еще один земной).
Заканчивается Сырная неделя воскресеньем, которое имеет названия: «Неделя Сырная», «Изгнание Адамово», «Прощеное воскресенье», – это последний день перед Великим постом. Богослужебные тексты говорят нам о переживаниях Адама, который изгнан из рая и горько плачет. Это призыв к нам не унывать, не лениться, но готовить себя постом к встрече с Богом, к Светлому Христову Воскресению – это и есть цель поста. Вечером этого воскресного дня мы собираемся в храм на Чин Прощения, где просим у всех прощения, и сами прощаем всех. Без примирения с ближними пост и воздержание бессмысленны.
Великий пост еще называют святой Великой Четыредесятницей. Согласно апостольским постановлениям, верным повелевается 40 дней пред Святой Пасхой проводить в посте и молитве в подражание Господу нашему Иисусу Христу, Который также постился 40 дней.
Четыредесятница начинается с понедельника первой недели и кончается пятницей шестой недели, учитывая субботние и воскресные дни. Седьмая неделя – Страстная седмица – это уже не пост, а цель поста. Мы участвуем в последних днях жизни Спасителя.
Рассмотрим некоторые особенности Великого поста.
1. В будние дни не совершается полная Литургия.
2. По средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров (младенцев не причащают). Эта Литургия совершается также на 5-й седмице в четверг (стояние прп. Марии Египетской); на Страстной седмице – в понедельник, вторник и среду.
3. Псалтирь за седмицу прочитывается дважды.
4. В конце каждой службы суточного круга читается молитва прп. Ефрема Сирина с поклонами.
5. В первые пять воскресных дней, а также в Великий Четверг и Великую Субботу совершается Божественная литургия свт. Василия Великого, а не свт. Иоанна Златоуста.
6. Вечером первых четырех дней Великого поста на великом повечерии читается Покаянный канон прп. Андрея Критского. Он разделен на 4 части. Полностью канон прочитывается вечером в среду на 5-й седмице. Канон прп. Андрея Критского вводит нас в Великий пост и представляет собой беседу кающегося с собственной душой.
7. В субботы и воскресенья отменяются все богослужебные постовые особенности.
Наибольшей строгостью отличаются первая и Страстная недели. Первая неделя заканчивается воскресеньем, которое имеет название «Торжество Православия». Этот праздник установлен в честь победы Православия над ересью иконоборчества в 843 г.
Во второе воскресенье Великого поста празднуется память святителя Григория Паламы, закрепившего учение о Фаворском Свете.
Третье воскресенье является серединой Великого поста и называется Крестопоклонным. На воскресном всенощном бдении выносится Честный Крест на поклонение. Церковь, вспоминая крестные страдания Христа, призывает нас с большим усердием подвергать себя добровольным ограничениям.
Четвертое воскресенье посвящено памяти прп. Иоанна Лествичника, а на пятом мы вспоминаем прп. Марию Египетскую. Преподобный Иоанн оставил нам написанную им «Лествицу» – книгу о том, как взойти к Богу через умерщвление страстей и стяжание добродетелей. Житие прп. Марии Египетской показывает нам величайшую глубину покаяния.
Попробуем понять логику построения святой Четыредесятницы (Великого поста).
Подготовительные недели к посту – Мытаря и фарисея, Блудного сына, Страшного суда, Изгнание Адама из рая – должны нас взбодрить, пробудить к посту.
Начало поста, первые четыре дня – чтение канона прп. Андрея Критского, глубокое покаяние, настрой на весь Великий пост. Первое воскресенье – Торжество Православия – радость победы над лжеучением. Мы понимаем, что истинная радость может быть только с Богом, в православной вере.
Второе воскресенье – Григория Паламы – Бог живет в нас в Своих нетварных энергиях.
Третье воскресенье и четвертая неделя – Крестопоклонные. В середине поста мы вспоминаем Крест Христов. В стихире праздника поется: «Днесь (сегодня) Владыка твари и Господь Славы на Кресте пригвождается… и вся терпит мене ради осужденного, Избавитель мой и Бог, да спасет мя от прелести, яко Благоутробен».
Последние две недели Великого поста показывают нам глубину покаяния святых, призывая нас очистить себя подвигом поста, чтобы в радости встретить Светлое Христово Воскресение. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
А теперь скажем кратко о субботах Великого поста.
Первая суббота посвящена памяти вмч. Феодора Тирона. 2-я, 3-я и 4-я субботы – так называемые малые родительские субботы. Церковь приглашает нас помолиться о своих усопших близких. 5-я суббота называется субботой Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы.
Упомянем еще об одном дне Великого поста – четверг 5-й седмицы, который имеет название «Стояние прп. Марии Египетской». Накануне на вечерней службе в среду полностью читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского.
6-я неделя – Неделя Ваий – готовит нас к событию Входа Господня в Иерусалим. Суббота, предшествующая этому дню, называется Лазаревой, в этот день вспоминается воскрешение Христом четырехдневного Лазаря.
В пятницу заканчивается святая Четыредесятница. В воскресенье празднуется Вход Господень в Иерусалим, другое название – Вербное воскресенье. Накануне на всенощной освящаются пальмовые ветви, у нас – вербы. Стоя в храме с вербами, мы реально переживаем встречу Христа.
За праздником Входа Господня в Иерусалим следует Страстная неделя. В понедельник, вторник и среду совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В эти дни читаются Евангелия, где говорится о событиях, предшествующих страданиям Господа, об обличении фарисеев, о проклятии смоковницы, а также притчи о злых виноградарях и двух сыновьях. Прочитывается все Четвероевангелие, до середины 13-й главы от Иоанна.
Основные богослужебные темы понедельника: ветхозаветный прообраз Христа – Иосиф, невинный страдалец, проданный на погибель неправедными братьями; так и Христос предан иудеями. Вторая тема – проклятие смоковницы – кто не приносит плод духовный, будет отвергнут Богом.
Тема вторника – Страшный Суд: «Помни, душа, кончину свою и приуготовляйся к встрече с Богом». Эта же тема и в притче о десяти девах.
В среду последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина, с этого дня земные поклоны отменяются, кроме как перед святой Плащаницей.
О. Георгий Кобрин