В Великую Пятницу на Вечерне с выносом Святой Плащаницы о. Георгий Кобрин произнёс проповедь.
Во имя Отца и Сына и Св. Духа!
«на сей час Я и пришел» — говорит Господь окружавшим Его людям перед Своей добровольной смертью. Этот час, час Его добровольных страданий и смерти на Кресте.
Бывает, люди задаются вопросом: «Зачем Бог стал человеком, прожив не продолжительную жизнь, добровольно принял мученическую смерть на Кресте? Бог всемогущий мог бы просто уничтожить зло и всех носителей зла, и на земле все люди жили бы в мире и радости».
Бог нам открыл о Себе, что Он есть любовь и Он захотел создать личности подобные Себе, чтобы они научились любить и вечно прибывали с Ним в любви и блаженстве. Любовь насильно навязать невозможно. Человек, созданный по образу Божию, может любить Своего Творца, а может и не любить. Чтобы научить любви человека, Господь создает для Адама в раю все необходимые условия и дает ему заповедь не вкушать с древа познания добра и зла, так прибывая в послушании, человек уподобился бы Богу и вечно жил с ним в раю.
Однако, послушав дьявола, прародители нарушили заповедь Божию, вкусив плодов с древа познания добра и зла. Всеведущий Бог зная, что произошло, не вмешивается в свободный выбор человека, поскольку только свободная личность может любить. Робот любить не может. Господь предлагает Адаму и Еве покаяться в содеянном грехе, выйти из подчинения дьяволу и вернуться к Богу. Все 3 попытки покаяться, предложенные Богом, прародители отвергли, и потому они были изгнаны из рая, чтобы на земле опытно познавать добро и зло.
Чтобы выйти из подчинения дьявола, нужен был человек, который, прожив на земле и пройдя все испытания добром и злом, не сделал бы ни одного греха, т. е. ни в чем не исполнил бы волю дьявола. Из Св. Писания мы знаем, что все люди согрешают, нет человека, который бы не грешил. Следствием греха является смерть, потому все люди умирают.
Чтобы спасти человека от ада Сын Божий воплотился, став человеком подобный нам во всем кроме греха. Прошел все испытания от дьявола. Начиная с искушений от дьявола в пустыни, и последнее испытание это добровольная смерть Иисуса Христа на Кресте. Перед Крестными страданиями Господь говорит ученикам «идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего», т. е у него нет власти надо Мной. Сын Божий истинный Человек не совершил ни одного греха, добровольно отдает Себя на смерть, смерть мучительную, она к Нему подступила, но власти над Ним не имела, поскольку грехов нет, и Он ее разрушил. Душа Его сошла в ад, там Он проповедовал и вывел оттуда праведников и ввел их в Царство Небесное.
Т. обр. Иисус Христос спас человека от власти дьявола, от прародительского греха и выполнил то послушание, которое не выполнили Адам и Ева – обожил человека и ввел его в жизнь Пресвятой Троицы и дал возможность всем уверовавшим в Него войти Царство Божие.
Нет, не было и не будет во вселенной иного имени, кроме Иисуса Христа благодаря, Которому человечество получило возможность войти в Царство Небесное.
Как когда-то в Раю Бог создал для Адама все условия, чтобы научить его любить, так и поныне Бог пребывает с нами в Церкви, в таинствах, чтобы научить нас любви, высшей добродетели. Как Господь предлагал покаяться прародителям, так и ныне Христос ждет от нас покаяние, изменение своей греховной жизни.
И сегодня, стоя у Плащаницы, мы, грешники, взирая на Христа, Который «нас ради человек и нашего ради спасения» лежит во гробе с пробитыми руками и ногами, ещё раз задумаемся о том, какой великой ценой мы избавлены от вечной смерти. Прикладываясь к плащаницы будем благодарить Спасителя и просить Его, чтобы Он и нас помянул во Царствии Своем, так же, как помянул Он благоразумного разбойника, который осознал греховность своего пути. Да не лишит нас Господь Небесного Царствия, где царит любовь, радость и вечное блаженство. Аминь.