На вопросы телезрителей отвечает священник Георгий Кобрин, клирик Казанского кафедрального собора, руководитель катехизаторских курсов. Тема передачи: «Можем ли мы изменить этот мир?»
– Бывает так, что мы улыбаемся человеку, которого встречаем, радуясь общению с этим человеком. А когда попадаем в очень тяжелые ситуации, мы не только не улыбаемся, но и смотрим на происходящее с тяжелым сердцем. Когда в нашем окружении происходит что-то очень сложное, мы начинаем протестовать и хотим каким-то образом изменить эту ситуацию: либо убедить человека, что он не прав, либо просто махнуть на все рукой. Но в любом случае мы вступаем во взаимоотношения с этим окружающим миром, пытаемся его изменить. Но чтобы изменить этот мир, надо обладать исключительными знаниями (в том числе духовными) либо иметь такую гордыню, чтобы утверждать, что ты прав, а все остальные не правы. Может ли человек изменить мир?
– Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Библии. В Книге Бытия (первые три главы) говорится о сотворении человека, его назначении, о грехопадении и последствиях грехопадения. Бог сотворил этот мир. Последним Он сотворил человека как венец этого творения. Для него был сотворен этот мир. И душа человека сродни ангельскому духовному миру, а его материальное тело сродни вещественному видимому космосу, поэтому в человеке, как в микрокосмосе, соединился весь сотворенный Богом мир. Бог дает повеление человеку: быть владыкой этого мира, то есть менять его, совершенствовать, чтобы человек был проводником Божественной благодати, потому что все творение создано для блаженства. Это послушание, данное человеку Богом, будет выполняться при одном условии – человек станет таким же, как Бог, обожится. Тогда он будет владыкой этого мира.
Бог нам открыл, что Он есть высшее Добро, никакого зла в Боге нет. Он есть Любовь. Поэтому Богу было необходимо научить человека любить. Любовь создать невозможно. Для этого Бог помещает первого человека (Адама) в раю, создает ему все условия. Человек, живя в раю, через общение с Богом, с животными учится любить свое творение, своего Творца. Бог приводит к человеку зверей и птиц и дает послушание: дать имена творениям Божиим. Каждое творение, созданное Богом, имеет идею. Адам видел те идеи, которые вложил Бог в то или иное творение, у него было духовное зрение, которого сейчас у нас нет. Видя эти идеи, Адам давал имена. Потом Господь создает для Адама жену Еву, чтобы он научился жертвенной любви. Затем Бог дает послушание не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Потому что любое послушание тоже учит любви. Если человек любит Бога, он будет Его слушать. Таким образом, человек, созданный для того, чтобы стать владыкой этого мира, общается с Богом.
В душе человека три силы: разумная, чувствующая и желательная. Разумная сила души есть у каждого из нас. В ней есть высшая составляющая – разум. Его еще называют ум или дух – это орган для общения с Богом. Адам общался с Богом. Разум находится в Боге, и через разум человек видит верно то или иное явление, правильно его представляет. Через разум, который находится в Боге, он одухотворяет все силы души, чувствующие и желательные. Таким образом, он является проводником Божественной благодати на весь тварный мир. Это и значит: обожить мир, то есть сделать его единым царством, которое человек преподнесет Богу. Бог принимает это царство, и в этой любви они живут. Но когда произошло грехопадение, разум ниспал в чувственную область. И когда человек получает те или иные материалы от окружающего мира, потеряв эталон, он не может сделать правильные выводы о том или ином событии, он его искажает. Все люди после грехопадения в той или иной степени искажают этот мир. Соответственно, неправильно его понимая, они пытаются что-то изменить в своей жизни (отсюда возникают всякие проблемы). Чаще всего этот мир ведет к разрушению, но Бог как Промыслитель это сдерживает и вразумляет человека. На самом деле Бог установил один-единственный закон, – закон любви. Если человек живет в любви (то есть с Богом, в Божественной благодати), то преобразовывает этот мир со знаком «плюс». А это нам, православным, как раз и дано. Если человек вне Бога (значит, с темными силами), то он этот мир преображает со знаком «минус», то есть разрушает.
– Вопрос телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Насколько прощение обид, работа над собой преображают мир вокруг нас?»
– Часто, даже на исповеди, говорят: «Меня настолько сильно обидели, что я не могу простить этого человека». Я рекомендую: если вы сами не можете простить, то просите у Бога, чтобы Он вам помог простить этого человека. Как заповедовал нам Господь, прощать можно бесконечно. Через всех людей действуют и добро, и зло. Мы не знаем причину, по которой нас обидел тот или иной человек, огорчили те или иные события. Задача бесов вывести человека из равновесия, чтобы он был в негативе, в ненависти, в злобе; это им нравится, это их цель. А когда мы прощаем человека, мы это зло в себе уничтожаем и пытаемся вернуться к тому состоянию, для которого мы призваны, – жить в благодати Божией.
– Таким образом, умножая добро, мы меняем мир?
– Совершенно правильно.
– Как только знакомишься с человеком, который готов этот мир менять, сразу появляется много вопросов, связанных с тем, откуда возникает знание, что этот мир возможно изменить не только изменением себя, но и реформами, законами? Насколько эта жизнь, которая подвержена реформам и законам, сопоставима с духовной жизнью человека?
– Гармония государства и церковной власти – это было в истории человечества, и действительно процветает, когда процветает общество.
– У нас часто говорится о том, что это внешний мир, которым правит князь тьмы. Нам не нужно вмешиваться в эту жизнь, а нужно заниматься своей духовной жизнью?
– Серафим Саровский говорил: стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся. Рядом с людьми, которые живут в благодати Божией, человек меняется. Недавно была память преподобного Серафима Вырицкого. Большевики его хотели многократно арестовать. Пришли к нему с обыском и арестом, а он начал беседовать с этими бедными солдатиками. И под действием этой благодати люди менялись, прекращали обыск, никакого ареста не было, они уходили радостными. Серафим Вырицкий тут же изменял злобу, сходила благодать Божия и сразу все зло уничтожала. Конечно, мы хотим, чтобы этот мир существовал, чтобы не закончилась история человечества. Она закончится, когда иссякнет любовь. Для этого нам необходимо стяжать Дух Святой, дух любви. Если таких людей будет много, то народ и государство будут процветать. Измени себя, и вокруг тебя все изменится.
– Как нам отдавать себе отчет в том, что не надо совершать какие-либо поступки, не соотнося их с Богом, с Его любовью? Каким образом услышать, что нам говорит Господь? Только ли читая Священное Писание? Только ли изучая Евангелие? Или еще каким-то образом возможно найти этот путь?
– Помимо чтения Священного Писания и других божественных книг, необходимо участвовать в таинствах, в которых дается реальная благодать Божия. Что происходит на исповеди? Мы совершаем какой-либо поступок, а затем сознаем, что сделали противное Богу, в угоду дьяволу. Мы приходим на исповедь, называем грехи – те ниточки, которыми бесы нас связывают. Когда человек на исповеди открывает все грехи, осознает все болезни души и в них кается, священник читает разрешительную молитву, и эти ниточки обрываются. С очищенной душой человек идет и причащается Тела и Крови Христа и получает благодать Божию. И так мы меняемся. Вся история человечества доказала, что человеку невозможно противостоять злу. Поэтому Спаситель пришел и оставил Себя в таинствах. И Он нас меняет.
– Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Чтобы изменять мир, сначала нужно изменить человека. Но даже Богу это не удалось. Первая попытка – изгнание из рая. Человек не изменился. Вторая попытка – Всемирный потоп. Человек не изменился. Содом и Гоморра ничему не научили. И даже жертва Христа, которую Он за нас принес. Я не уверен, что сегодняшние люди грешат меньше, чем те, которые были до Потопа».
– Вы правильно сказали, все это говорит о том, что единственный закон о любви не исполняется. Но были люди, праведники, которые исполняли закон любви. И Адам потом покаялся. Они все попали в Царствие Божие. Господь собирает пшеницу. И сейчас есть люди, которые стремятся к этому. И ради этих людей, которые сейчас живут, пытаются исполнить закон любви, – держится этот мир. Нам в полноте дано исполнять этот закон любви. Если мы его будем исполнять – человечество будет существовать. Если не будем исполнять – Бог прекратит историю человечества…
– Два момента, которые говорят об исполнении закона любви, терпении и изменении мира. Во-первых, сколько праведников нужно для того, чтобы спасти Содом и Гоморру? Пятьдесят ли? Сорок пять ли? В терпении Господь сказал, что ради десяти не разрушу. Но и десяти не нашлось. И все-таки нашелся Лот. Второй момент – это Вход Господень в Иерусалим, когда люди, встречая Господа, кричали: «Осанна!», бросали пальмовые ветви и свою одежду под ноги Спасителю, потому что думали, что Он Спаситель от жизненных проблем. Ведь мы часто именно от жизненных проблем обращаемся к Господу. Если мы будем просить у Господа, чтобы Он изменил этот мир, убрал все зло, чтобы все любили друг друга, – что в этом прошении не так?
– Этот вопрос задают не только христиане. Если Бог есть (и Он есть Любовь и Добро), почему же Он не уничтожил зло? Почему не уничтожил носителей зла – дьявола и бесов? Дело в том, что любовь создать невозможно. Это свободный выбор личности. Только личность может сама выбирать, делать ей добро или зло. Поскольку человек захотел (по научению дьявола) пройти испытание добром и злом, в этом и смысл жизни человека – приобрести добродетели, уподобляясь Богу, или приобрести грехи, уподобляясь дьяволу. Это наш испытательный срок, последняя попытка, данная человеку, познать добро и зло и сделать свой окончательный выбор. Чтобы делать добро, нам нужно иметь эталон добра – жить в Божией благодати. Эталон – это Бог. В здоровом человеке разум (разумная высшая сила души, или дух) находится в Боге и оттуда черпает всю информацию, оттуда идет благодать Божия на человека, на весь окружающий мир.
По мере очищения от грехов зрение, которое было у Адама, которым он познавал сущность всех явлений, открывается у людей. Например, старцы. Откуда они знают, что будет в будущем? У них просветился разум Божественной благодатью. Господь им открывает это. Поэтому старцы вразумляли, что человек живет не так, как нужно.
Любовь – это созерцание Бога, это высшая добродетель. И ее нельзя сразу приобрести. Нельзя сразу перескочить ступеньки в духовной жизни. Сначала надо делать очень простые вещи. Нас Церковь и ведет к этому, тренирует. Например, установление поста, чтобы воздержаться от чревоугодия. Страсти разные. Сребролюбие, печаль, уныние, раздражение. Мы раздражаемся на ближних. А знаем ли мы причину этого раздражения? Может, это идет бесовское нападение. А как его можно погасить? Или отвечая любовью, или никак не отвечая. И когда мы приобретаем все добродетели, тогда приобретаем любовь. Есть те, которые достигли святости. Мы смотрим на икону, а вокруг головы нарисован нимб – значит, эти люди достигли нетварного света, и мы их прославляем, прославляем в них Бога.
– Вопрос телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как вести себя с неверующими людьми, если на них не хватает терпения?»
– С неверующими людьми разговаривать очень сложно. Они люди рассудочные. Когда им говоришь о благодати Божией, они не понимают, как так может быть. Бог рассудку не поддается, поэтому они Бога не видят. Говорить с ними об этом – как говорить с человеком слепым и глухим. Святые отцы учат, что если человек не хочет ничего слушать, то нужно показывать своим поведением, что ты немножко отличаешься от него. Все, даже злые люди, тянутся к добру, к любви. И если вести себя как настоящий христианин, то человек задумается.
Мы проводим беседы в школах, ВУЗах, тюрьмах и других учреждениях. Мы рассказываем именно рассудочным образом о православном мировоззрении. Аудитория втягивается в этот разговор, и люди понимают, это ложится на их душу. Люди задумываются, что, оказывается, существуют законы, которые установил Бог. Они эти законы не знают, поэтому и проблемы. Выводы я не делаю, а подвожу людей к выводам. Они уже сами задумываются. Не надо неверующим людям ничего навязывать. Если человек не хочет слушать о Боге, не нужно ему постоянно говорить об этом. Нужно своим поведением показать: я пришел в Церковь, моя жизнь изменилась. У меня мирное и благодатное состояние, глаза светятся. Неверующий человек увидит такие глаза и поймет – что-то здесь есть; надо попробовать.
– Я вспомнил лихое время, когда на Церковь были гонения. Помню, идешь на Пасху в храм, а там стоят дежурные, которые не пропускают. Это были комсомольские отряды, дружинники. Но было и другое. В большие храмы на Пасху был вход по приглашениям. Их выдавали не только верующим, но и неверующим людям, в основном чиновникам. Церковь открыта абсолютно для всех, никого из людей не отвергает, но в этой открытости часто сама и страдает. Почему Церковь принимала людей, которые приходили для того, чтобы просто отметиться?
– Церковь всегда была гонима, дьявол воюет против Церкви, и он делает все, чтобы ее уничтожить. Но Господь сказал, что она будет стоять до Второго Пришествия. Но в каком объеме останется истинная Церковь, это неведомо.
То, что эти люди приходили, я знаю по собственному опыту. Когда нельзя было войти в храм на Пасху, мы стояли у окошка и слушали службу. Но рядом появлялись люди и начинали громко говорить, не давали даже службу послушать. Все делали для того, чтобы ты не приобщился к вере.
Такое озлобление людей связано с тем, что человек подвержен бесовской силе, в человеке это пребывает. Пример преподобного Серафима Вырицкого доказывает это: прикосновение святого, как благодатного носителя Святого Духа, мгновенно меняет мировоззрение человека. Что произошло с человеком? У него была ненависть к старцу, и вдруг она исчезла. Появлялось какое-то радостное, благодушное состояние; и человек спокойно уходил.
Люди не видят Бога по одной причине – из-за грехов. Грех не позволяет человеку видеть Бога. Если человек покается в грехе – увидит. Поэтому кому-то можно даже предложить ради эксперимента сходить в храм и покаяться в грехах.
Я вижу это преображение в нашем храме регулярно. Приходят пожилые люди и говорят, что они никогда не исповедовались, хотя и крещеные. Мы предлагаем провести генеральную исповедь. Священник помогает, потому что человек не видит своих грехов, они стали уже его природой. Когда человек все искренне скажет, прочитаешь разрешительную молитву, смотришь – и человек уже другой.
Это потрясающее чудо! Ты видишь, что произошло преображение. Я говорю: «Еще причастишься и будешь как ангелочек». Предложите неверующему человеку пойти и покаяться в своих грехах ради эксперимента, скажите, что батюшка поможет. И пусть он понаблюдает за собой: будут ли изменения?
– Скажите, только ли верующие приходят к вам? Меняются ли люди от узнавания информации о Боге?
– Один катехизатор рассказывал, как посещал колонию, но люди просто не воспринимали его разговор о Боге. Вопрос в том – как ты говоришь. Мы привыкли говорить о Боге на том языке, который свойствен нашей среде. С людьми, которые пока ничего не знают, надо говорить совершенно по-другому, надо говорить на их языке. Этот язык мы вырабатываем на наших курсах.
Когда мы побывали в первый раз в Крестах в мужском отделении, в конце первой беседы нас попросили принести Евангелие. Была масленица, мы принесли блины, духовную литературу. Потом посетили женское отделение. После нескольких бесед нас попросили принести молитвословы и руководство по подготовке к исповеди. Люди, которые попали в эту ситуацию, самые благодарные слушатели, потому что они поняли, что что-то нарушили, и результат нарушения – нахождение в этом месте.
– Я там был, сейчас там находится храм Тихвинской иконы Божией Матери, они туда ходят. Слава Богу, что у людей есть такая возможность. Хорошо, когда человек понимает свою вину, а бывает, что не понимает. Здесь я говорю не только про заключенных, но и про обычных людей. Скажите, к вам на катехизаторские курсы приходит больше молодых людей или старых?
– Приходят и молодые, и более старшего возраста. Молодые люди более активные, им легче усваивать материал. У нас очень серьезная программа: два года обучения, семь предметов, экзамены, сессии; конечно, не все выдерживают. Кому нужно попроще, идут в воскресную школу. Мы готовим катехизаторов, потому что не знаем, в какой среде можем оказаться.
Сейчас мы разбираем совершенно потрясающие ролики, один ролик 2013 года. Преподаватель-саентолог преподавала в Харькове в украинской школе. Как идет обработка? Мои ученики посмотрели и сказали, что она говорит все правильно, подвоха никакого не заметили. Начинаем разбирать и понимаем, как ловко преподаватель уводит от истины.
Еще святые отцы предупреждали: чем дальше будет развиваться история человечества, тем будут более тонкие ловушки дьявола, их будет все труднее рассмотреть. Там у них психологи хорошо работают. Недавно мне прислали ролик о желании; попросили вынести свое резюме. Я смотрю и понимаю, что это близко к саентологии. Преподаватель обращается к детям с вопросом: удовольствие – это хорошо или плохо? Так же и здесь психолог обращается с вопросом о желании…
– Вопрос телезрителя: «Когда человек бросает пить, говорят, что Господь помог. В чем помощь Божья, а в чем усилия человека?»
– Грех винопития относится к самой низшей первой страсти – чревоугодию (это переедание и наслаждение пищей). Сюда же я отношу наркоманию, табакокурение и винопитие. За каждым грехом стоит злой дух, который сначала человека соблазняет разовыми случаями, а потом раз за разом это становится привычкой. Человек из этого состояния сам уже выйти не может, необходима помощь Божья.
Я когда-то прочитал разговор двух священников. Один другому говорит: «Я курю и не могу бросить». А другой: «Знаешь, как я бросил? Зажигаю сигарету, читаю сорок раз «Господи помилуй». Прочитал и курю дальше. И так на каждую сигарету. И в один прекрасный день совсем пропало желание курить». Человек просил Бога, и Бог ему помог. Таким образом священник излечился от этой страсти.
Что такое вино или наркотик? Человек создан по образу Бога, и у него есть стремление любить и радоваться. (Бог есть высшая любовь и радость.) Эту задачу он может выполнить двумя способами: либо живя с Богом в благодати Божьей, когда Бог воздействует на душу; либо через тело, потому что все телесные привычки ведут ко греху. Вино и наркотики приводят к тому, что возникают гормоны радости – эндорфины. И человек свою задачу выполнил.
– Это подмена Бога.
– Да. Дальше возникает привычка. Такой примитивный грех, но ему подвергается много людей…
Без труда человека Бог ничего делать не будет. Меня спрашивают, нужно ли читать утренние и вечерние молитвы. Можешь не читать, Бог тебя не заставляет; это не Богу нужно, Он самодостаточный. Но когда Он видит, что человек хоть что-то делает, хоть как-то трудится, чтобы наладить общение с Ним, то дает благодать.
– Мы все время говорим – благодать, благодать… Возможно ли ее заменить и изменить ею мир?
– Я как-то говорил с неверующей женщиной и объяснял ей, что мы ходим в церковь, чтобы покаяться в своих грехах и получить благодать. Она отвечает: «Я уже пребываю в благодати: хожу в лес, в театр…» Люди не понимают, что это такое. Как Святой Дух дает неизреченную радость, от которой текут слезы. Благодать – это тихое и мирное устроение внутри человека.
– Слово «счастье» здесь не подходит?
– Это слово какое-то непонятное, его трудно определить. А состояние мира в душе – это другое. Почему люди идут в монастырь? Потому, что они хотят этой благодати. Некоторые думают, что люди идут в монастырь потому, что у них жизнь не сложилась. Совсем нет. Они хотят благодати. Та благодать, которая дается монахам, нам и не снилась. Но там и совершенно другая брань; там такие нападения от дьявола бывают, который им мстит за это! Тем не менее они живут в этой благодати. Когда к ним приезжаешь, смотришь на монахов, которые много лет там живут, и видишь: у них даже лица светятся.
Я как-то стоял на службе в Пантелеимоновом монастыре, подходит ко мне монах и спрашивает, где мое оружие. Я растерялся и подумал действительно о настоящем оружии; а он говорил мне про четки. Потом научил меня молиться по фалангам пальцев и по четкам. Иисусова молитва – это умное делание, которое дает человеку благодать; еще в монастыре есть глубокое покаяние.
– Молитвой мы можем изменить мир?
– Когда мы молимся, мы меняем этот мир, потому что становимся проводниками Божественной благодати. Для этого и создан человек. А что мы подразумеваем под миром? Это человеческое общество, или мир, который в душе, или все творение Божье? Этому надо посвящать отдельный разговор.
– Можем ли мы изменить мир?
– Можем и должны. Я хочу обратиться к нашим телезрителям: наш мир существует до тех пор, пока есть люди, которые исполняют закон любви. Если таких людей не будет, Бог прекратит существование этого мира. Никакое оружие нас не спасет.
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Наталья Мухлынина и Ирина Обухова
Источник: https://tv-soyuz.ru/966361646