Катехизаторские курсы при Казанском кафедральном соборе — явление уникальное. Многочисленные приходские воскресные школы для взрослых, где людям преподаются основы православной веры, служат исключительно целям самосовершенствования. А руководитель курсов иерей Георгий Кобрин уверен, что этого мало: нужно воспитать тех, кто не только сам разбирается в тонкостях православного вероучения, но и способен научить этому других. Выпускники курсов, по замыслу отца Георгия, должны «выйти в народ» и проповедовать Христа.
Система должна работать
Курсы были организованы в 2019 году, преподают на них клирики и миряне Казанского собора. Предметы на первом курсе — православное вероучение, литургика, Четвероевангелие, введение в аскетику. На втором курсе преподаются Ветхий Завет, Апостол, сравнительное богословие, история Русской и Вселенской Церкви, сектоведение.
Обучение рассчитано на два года, но у первого выпуска учеба затянулась: пришлось сделать большой перерыв в связи с пандемией. За это время и сам иерей Георгий Кобрин, и его ученики провели ряд встреч и бесед. Встречались с подследственными и осужденными — в СИЗО № 1 «Кресты», в женском СИЗО № 5, с офицерами и курсантами в Высшем военно-морском училище подводного плавания, Военно-морской академии имени адмирала Николая Кузнецова. Состоялись также беседы с педагогами и учащимися школы № 367 Фрунзенского района.
— Мировоззрение как систему взглядов о мире и месте в нем человека необходимо иметь каждому, поскольку оно придает деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер, формирует у него ценностные ориентации. Люди с разными убеждениями в одних и тех же жизненных обстоятельствах поступают по-разному. Для нас, православных христиан, важно знать, с какой целью Бог создал мир, какие законы Он в нем установил, в чем смысл жизни человека, — говорит отец Георгий.
Он начал заниматься катехизацией в начале 1990-х, когда жил в Москве и был прихожанином храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Сначала преподавал в воскресной школе, потом поручили организовать молодежное объединение.
— Ко мне пришли человек шесть и говорят: «Мы бы хотели здесь как-то тусоваться, но у нас нет площадки». Я отвечаю: «А меня назначили ответственным за молодежную работу, будете моими помощниками?» В ответ — довольно кислые лица. Предлагаю: «Давайте я две беседы проведу, на пробу». Рассказал им про православное мировоззрение, они загорелись. Тогда еще шла стройка, не было нормального помещения, но нашлись какие-то деньги, купили столы, стулья, доску. Ходили по школам, в нашем районе находился самый большой в Москве детский дом, нас туда пускали, мы вели беседы с детьми разного возраста, — вспоминает отец Георгий.
В 2014 году Георгий Кобрин переехал с семьей в Санкт-Петербург, и вскоре митрополит Варсонофий рукоположил его сначала во диакона, потом во пресвитера к строящемуся храму преподобномученицы Марии Гатчинской. Но сложилось так, что отца Георгия прикомандировали к Казанскому собору, там он и служит.
Поначалу отец Георгий вел курс «Введение в аскетику» на Иоанновских епархиальных курсах; с его лекциями можно ознакомиться в интернете. Но три года назад он обратился к митрополиту Варсонофию с предложением организовать катехизаторские курсы при соборе, и владыка благословил.
— Наш город вообще не воцерковлен, — делится отец Георгий. — Люди приходят на беседы перед Крещением или Венчанием и не могут ответить на элементарные вопросы. Спрашиваешь, зачем нужно Крещение, говорят: «Быть ближе к Богу», еще какие-то общие слова. Я понял, что необходимы просветительские курсы, где людям давали бы базовые знания и готовили к тому, чтобы они смогли идти в город. Наши курсы — особенные. Епархиальные курсы готовят миссионеров и катехизаторов для работы на приходах. Люди учатся либо для себя, чтобы повысить уровень образования, либо становятся приходскими специалистами, которые работают только со «своими». У нас совершенно другая задача. Мы готовим людей для работы вовне, на непаханом поле, среди христиан, которые не имеют представления о своей вере, — именно таких у нас большинство.
Отец Георгий рассказал, что еще в Москве, будучи ответственным за молодежное служение, разделил свою деятельность на две части: работа на приходе и вне его.
— Вокруг было пять общеобразовательных школ, в трех меня приняли. Спросили, кто я такой, ответил, что мирянин, но у меня есть богословское образование. Предложили побеседовать с учителями: «Сейчас у нас педсовет, а потом вы расскажете, чего, собственно, хотите от нашей школы. А можно атеистам присутствовать?» Разрешил. Собрались человек тридцать учителей, я рассказал им о православном мировоззрении, о том, как христианин понимает этот мир. Многие были ошеломлены. У современных людей каша в голове, а я по первому образованию системщик и считаю, что система должна работать. Я и даю систему, она основана на первых трех главах книги Бытия — от сотворения человека до его грехопадения. Это не лекция, а беседа, необходимо включение аудитории. Я задаю вопросы и предлагаю на них ответить. Например: если первые люди ослушались Бога, послушались диавола, почему Он не послал их в ад?
Единственный закон — любовь
Задаю отцу Георгию вопрос, который часто задают атеисты и сомневающиеся: зачем Бог оставил в доступности для человека дерево, с которого нельзя было есть плоды, ведь если его спрятать или оградить, никакого грехопадения бы не было. Получается — спровоцировал?
— Ну да, Бог во всём виноват, — улыбается отец Георгий. — Первые люди тоже считали, что виноват кто-то другой — Адам обвиняет сначала Еву, потом Бога: «Жена, которую Ты мне дал…» (Быт. 3, 12), Ева во всём обвиняет змея. Есть единственный закон в нашей вселенной — закон любви. Любовь создать невозможно, ей можно только научить. И Бог учит человека, дает ему все условия, чтобы научиться любить. Как проверить, насколько Адам возрос в этой любви, укрепился в ней? Для этого и была дана заповедь — это тест на любовь. Часто бывает, что один человек говорит другому: «Ради нашей любви не делай так, мне это неприятно». Свойство любви — жертвенность: если человек любит, он не сделает того, что его просят не делать, а если не любит, поступит, как ему хочется. Откуда диавол появился в раю? Бог попустил, чтобы он проник туда. Это было сделано, чтобы проверить, как люди исполняют заповедь. Человек нарушил заповедь по наущению диавола, то есть здесь имел место договор двух личностей: одна личность предложила, другая согласилась. Разорвать этот договор может только человек. Бог не может вмешаться в договор личностей, не может ограничить свободу человека, поскольку личность, лишенная свободы, любить не может. Разве робот может любить? Но Бог дает Адаму и Еве возможность разорвать этот договор, покаяться в содеянном грехе, и дает три попытки. Они этими попытками не воспользовались, договор остался в силе, и люди находятся с тех пор во власти диавола. Итак, история грехопадения человека — это основа основ. Теперь можно говорить о том, зачем Бог стал человеком. Нужен человек, который прошел все испытания от диавола и не искусился. Когда Иисус идет на крестные муки, он говорит: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14, 30). То есть диаволу не за что «зацепиться». Следствием греха является смерть. И когда Иисус умер, смерть в Него вошла — а грехов нет. И Он её разрушил, разрушил договор, заключенный в Раю. Всё просто, и люди, когда слушают, это понимают.
У отца Георгия хорошие отношения с администрацией школы № 367 Фрунзенского района, ему и слушателям курсов дают некоторые классы для беседы.
— Как-то дали мне пятый класс, думаю — что делать? — делится отец Георгий. — Построил беседу в форме вопрос-ответ. Оказалось, треть класса — мусульмане, они-то и были очень заинтересованы, а русские дети больше молчали. Я одного мальчика спрашиваю: «В чем, как ты думаешь, смысл жизни в соответствии с исламом?» Он так сказал, как его научили: «Надо делать намаз, добрые дела, а потом Аллах заберет в рай». Отвечаю: «А у нас, христиан, одна цель — научиться жертвенной любви, которая есть Бог. Если Бог нас научит этому, нам этого достаточно, больше ничего не надо. У нас не за заслуги что-то дается».
Не чувства, а разум
Отец Георгий скептически относится к мнению, что лучше всего приводить к вере через культуру:
— В начале 2000-х я был методистом, вырабатывал методику преподавания ОПК. Так вот, для четвертых-пятых классов нормально знакомить с православием через культуру, но взрослым этого мало, их надо к ясной мысли подвести, а не просто «сделать красиво». Христос давал учение, а не привлекал эстетикой. «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Мк. 13, 1–2). Культура Ему была, как видим, не особо нужна. Важно сформировать у людей православное мировоззрение.
В планах отца Георгия — наладить отношения со священнослужителями других конфессий, чтобы его и слушателей курсов пустили поговорить с прихожанами. Но самый важный проект — создать видеоблог, где обратиться ко всей стране с вопросом: «В чем смысл жизни?». Отвечать будет можно, разумеется, вне зависимости от вероисповедания.
— Обычно, когда задаешь этот вопрос, люди отвечают: «Семья, дети», — говорит отец Георгий. — Но важно понять, что ценность — не семья сама по себе, а то, какая у тебя семья, как ты воспитываешь своих детей. А создать нормальную семью и хорошо воспитать детей невозможно без Бога. Спрашиваю учителей, есть ли у школы функция воспитывать детей. «Да, у нас есть замдиректора по воспитательной работе». — «А чему вы должны учить детей?» — «Добру». — «А что такое добро?» На этот вопрос они ответить не могут. Спрашиваю детей, что главное в жизни. «Оставить свой след, самореализоваться». — «Э-э-э… Сталин с Гитлером тоже оставили свой след и вполне себе реализовались». — «Ну, надо хороший след оставить!» — «Вот об этом мы сейчас и будем говорить». Для того, чтобы делать добро, нужно иметь эталон перед собой. Вот, у всех на руке часы или в телефоне. Есть эталон, с которым весь мир сравнивает показания часов. Когда человек делает добро, почему он уверен, что делает именно добро? Бывает и так, что ты считаешь это добром, а кто-то с тобой не согласен. Значит, нужно иметь эталон добра, чтобы в каждый момент с ним сверяться.
Отец Георгий считает, что соединиться с Богом, иметь с Ним живое общение можно только разумом, рассудку Он не доступен. Разум, его еще называют ум или дух, есть высшая часть познавательной силы души, а он у нас не работает. Поэтому Господь в Священном Писании открыл людям Божественные тайны рассудочным образом, а Святой Дух освящает разумную силу души.
— Я никогда не делаю выводы: важно, чтобы человек сам их сделал. Своим ученикам говорю: «Ваша задача — логически побеседовать, понять, насколько человек подвержен тому духу, который в нем сидит. Иногда человек действительно зомбирован, говорить с ним бесполезно. Если человек рассудочно соображает, вы должны рассудочно доказать, что он не прав. А дальше уходите: остальное Святой Дух сделает».
Уметь донести суть
Один из выпускников курсов, Сергей Жердев, строит корабли на заводе «Северная верфь». Человек он серьезный, поэтому ему поручают встречи с самой сложной аудиторией. Например, он самостоятельно провел встречу с мичманами и курсантами Высшего военно-морского училища подводного плавания, несколько раз беседовал с заключенными в «Крестах».
— Конечно, в первую очередь я пришел на курсы, чтобы повысить свой культурный уровень, с целью совершенствования памяти, приобретения навыков общения, — объясняет он. — Но у меня были и далеко идущие цели — передать полученный опыт молодому поколению, необходимый им даже в плане работы. Представители сегодняшнего «поколения ЕГЭ» порой служебную записку написать не могут, и для этого очень полезно изучать апостольские Послания. Все поставленные задачи я выполнил благодаря отцу Георгию и штату преподавателей курсов. Опыта еще, конечно, мало. Однажды в «Крестах» мусульманин стал задавать каверзные вопросы, тут отец Георгий помог. В результате из двух присутствовавших мусульман один расстроился и ушел, а второй оказался моим земляком, мы практически подружились.
Кроме того, Сергей Никитович — староста общины часовни Андрея Первозванного на заводе «Северная верфь»:
— Полученный опыт помогает мне общаться с сотрудниками предприятия. Привлекаю не только инженерно-технических работников, но и рабочих, и не только в часовне, а и на рабочих местах. Иногда ребята подходят ко мне с вопросами даже в трамвае. В часовне стали вести себя как положено, а не как слоны в посудной лавке.
Дарью Костецкую пойти учиться на курсы подвигла педагогическая деятельность.
— Важно и то, что наши курсы — бесплатные, так благословил митрополит Варсонофий. В СИЗО мы были четыре раза — два раза в мужском и два в женском. В мужском выступали только мужчины, а нам поручили выступить перед женщинами. Эта аудитория легче, более благодарная. Оба наших выступления были успешными.
— Чувствуется, что у этих женщин есть посыл, они открыты, стремятся услышать ответы на волнующие их вопросы, — дополняет еще одна слушательница курсов, Татьяна Попова. — Мужская аудитория относится более настороженно.
Татьяну на курсы привело, во‑первых, желание изучить основы православной веры.
— Когда я стала ходить в храм, друзья, родные начали задавать вопросы, и нужно было всё «разложить по полочкам», чтобы объяснить другим. К тому же я стала крестной ребенка моей подруги, не смогла ей отказать. Детям еще сложнее объяснить, чем взрослым, надо уметь максимально просто донести самую суть. Важно и глупости ребенку не говорить, и не отпугнуть его излишней серьезностью. И я подумала, что курсы — это как раз то, что мне нужно. По первому образованию я преподаватель иностранных языков, предыдущие знания дополнились систематическими знаниями о православии — думаю, это идеальная комбинация.
Спрашиваю, на каком этапе обучения слушатели курсов «вышли в люди».
— На первом курсе стали ходить, во втором семестре.
— А отец Георгий не боялся, что вы не справитесь?
— Он, наверное, молился за нас, — говорит Дарья. — Кроме того, не такие уж мы были неподготовленные — на курсах проводились «тренировочные» занятия, это ноу-хау нашего обучения: все учащиеся задавали друг другу каверзные вопросы. Ох, чего только ни придумывали, и надо было отвечать!
— Отец Георгий нас поддерживал, всегда был рядом, — продолжает Татьяна. — Поначалу он всегда ходил с нами. К школьникам мы с Дарьей пошли без него, но вдвоем: мы друг друга подстраховывали. Преподаватели заранее предупредили родителей, кто не хотел, могли ребенка на этот урок не оставлять, в итоге ушли человека два. Православные, ничего не знающие о вере, как раз рады, что с ребенком кто-то об этом разговаривает — сами-то родители не умеют! У детей вопросы глобальные, на них легко отвечать. А у студентов проблема с формулировкой вопросов. Они хотят спросить, но не знают толком, о чем спрашивать. Разумеется, их интересуют темы отношений между мужчиной и женщиной, семья — это довольно сложные, тонкие вопросы, необходим опыт, чтобы на них отвечать.
Слушатели курсов участвуют в приходской жизни: поют в любительском хоре, помогают в храме как свечницы. Многие люди стесняются подойти к священнику и обращаются именно к ним. Теперь у них не вызывают затруднения практически никакие вопросы — это приятный бонус обучения на курсах.
— Казанский собор — не очень-то «общинный», его посещают много туристов, — говорит Дарья. — До того как мы стали учиться на курсах, мало с кем общались из прихожан. Курсы нас сплотили, теперь мы очень многих знаем.
Источник: «Вода живая», № 10 (октябрь) 2022. Автор: Татьяна Кириллина. Фотограф: Андрей Петров