Человек издревле пытался понять, как устроен мир, по каким законам существует, для чего живет человек, в чем смысл жизни. Православие дает ответы на эти вопросы. В одной из книг Николая Сербского говорится о том, что законов природы не существует – не природа правит миром. В этой статье сделана попытка показать, как осуществляется основной закон нашего мира – Божественный Закон Любви.
Мы верим, что существует Бог, создавший этот мир. О Боге нам известно только то, что Он Сам захотел открыть о Себе человеку. Бог есть Личность, Он имеет бытие в Самом Себе (Исх. 3:14), и на Него никто и ничто не может повлиять. Также Бог открыл нам, что Он есть Любовь (1 Ин. 4:8, 16). Основное свойство любви заключается в том, что она должна изливаться на другую личность, поскольку любовь, замкнутая в самой личности, есть самолюбие, эгоизм, самоизоляция – «любовь не гордится, не ищет своего» (1 Кор. 13:4). Истинная любовь всегда жертвенна. В силу свойства любви Бог не может быть одним Лицом, одной Личностью, но Он и не два Лица. «Божественная реальность в двух Лицах немыслима, – пишет свт. Григорий Богослов, – поскольку «два» предполагает взаимное противопоставление и ограничение; «два» разделило бы Божественную природу и внесло бы в бесконечность некую неопределенность». Бог есть Троица – необходимое и достаточное число Лиц, пребывающих в любви, три Лица, существующих в одной природе. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но не три бога, а Один Бог в трех Лицах – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная. Эта тайна не постижима умом, она открывается лишь чистому сердцу.
Бог захотел сотворить личностных существ – ангелов, а затем по образу и подобию Своему и человека, чтобы они приобщились той любви, в которой живет Сам Бог и тем самым уподобились бы Ему. Бог указал человеку его назначение: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Втор. 6:5). Но любить можно лишь свободно. Наделенный свободой, человек стоит перед выбором: любить Бога, стремиться к Нему и тем самым жить в соответствии со своей природой или отвратиться от своего Творца и идти против своего назначения, разрушая собственную природу, живя в чувственных удовольствиях. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24), – говорит Господь в Евангелии. Любовь к Богу – это закон, переданный Богом человеку. Закон регулирует взаимоотношения личностей. Закон может быть дан только разумно-мыслящим существом другому разумно-мыслящему существу. Он не может быть дан неразумной природе, поэтому законов природы не существует. Есть некий порядок, установленный Богом для природы, соответствующий духовному состоянию человека. В Раю существовал один порядок, после грехопадения людей Бог установил другой порядок в мире, в котором мы живем, а после Второго пришествия Спасителя и всеобщего воскресения людей будет иной порядок, будет «новое небо и новая земля» (Откр. 21:1). Закон же в полном смысле слова
может быть только один – это закон, данный Богом человеку, Закон Любви.
Рассмотрим, как действует Закон Любви на протяжении всей истории существования человека. Условно выделим четыре исторических этапа (периода).
I этап. Адам
Бог сотворил мир, бесплотных духов – ангелов и, наконец, высшее творение – человека по образу Своему. Для развития творческих способностей и любви к своему Творцу Он помещает Адама в Раю – возделывать и хранить райский сад. Господь Бог привел к человеку птиц и животных, чтобы «видеть, как он назовет их», и дал заповедь Адаму: не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Это было испытанием в исполнении человеком Закона Любви: если ты любишь Меня, как бы говорит Господь, то ради нашей любви послушаешься, а если нет, то будешь учиться через опытное познание зла, выбирая самостоятельно между добром и злом, между любовью к Богу и послушанием диаволу.
Все что сделал Бог было «хорошо весьма», но вот в тексте Библии впервые встречается: «не хорошо» – «не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18), т. е. среди блаженства райского сада для Адама не нашлось личности подобной ему, на которую он мог бы излить свою любовь. И тогда из плоти самого Адама Господь Бог создает жену, показывая этим единство человеческой природы. Адам выражает восторг, поскольку видит в жене как бы себя самого, второе «я», дополняющее его. Через любовь к этой новой личности, к ближнему своему, человек учится любить Бога и начинает ощущать любовь Творца, и чем больше он любит Бога, тем сильнее ощущает Его любовь. Это высшая радость, блаженство, не сравнимое со всеми благами тварного мира.
Однако падший ангел – диавол в своей лютой злобе на Бога соблазнил Адама и Еву. Человек последовал совету диавола, выбрал чувственное удовольствие вместо любви к Богу, послушанию Ему, и таким образом лишил себя пребывания в Божественной Любви. Но всеведущий Бог, не нарушая свободного выбора человека, дал ему возможность вернуться, покаяться. «Адам, где ты?» (Быт. 3:9), – т.е. в каком ты духовном состоянии, спрашивает Бог. Вместо покаяния Адам оправдывается. Тогда Бог вновь призывает его к покаянию: «не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:11), т.е. всю вину за случившееся Адам возлагает на Самого Бога, Который дал ему эту жену. Последний призыв Господа к покаянию теперь уже к жене: «что ты сделала?» Но и Ева вместо покаяния оправдывается. Все три предложения Бога отвергнуты Адамом и Евой (Быт. 3:9-13), тем самым они лишили себя Рая и потому были изгнаны из него. Цель, ради которой создан человек, – жизнь в Божественной Любви – не исполнилась. Диавол торжествовал.
С грехопадением первых людей в мир вошли грех, тление и смерть. Теперь все человечество подвержено этому установлению, и своими силами человек не может выйти из этого определения Божия. Смерть телесная даже стала благом для людей, поскольку ограничивала распространение в них греха. Бог создал такой порядок существования человека, который соответствует его духовно-нравственному состоянию.
Но, предвидя возможное отпадение человека, прежде творения мира Бог решает спасти его через вочеловечение второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Сына. И без согласия на то Сына Божия творение мира было бы невозможно. Бог обещает Адаму и Еве послать Спасителя, который сотрет главу змея и освободит их от подчинения диаволу (Быт. 3:15).
II этап. Патриархальная семья
От Адама и Евы род человеческий населил землю. Люди жили до 1000 лет. Во главе огромной семьи стоял патриарх, он еще имел общение с Богом и учил исполнять Закон Любви свое многочисленное семейство. В Священном Писании перечисляются некоторые патриархи, среди них упоминается Енох, наиболее угодивший Богу (Быт. 5:24), который был взят Богом живым на небо. Однако грех все более распространялся среди людей, «и раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Быт. 6:6). Человек предпочел чувственные наслаждения, внушаемые ему диаволом, а не любовь к Богу. Он не исполнял своего назначения, и потому не было смысла поддерживать жизнь людей. Тогда Бог уничтожил все человечество кроме восьми человек – семьи праведного Ноя. Всемирный потоп очистил землю от греха. От Ноя возродился человеческий род.
III этап. Избранный народ
Потомки Ноя размножаются и населяют землю. Бог решает из всех народов выделить один, чтобы научить его исполнять Закон Любви, а когда он утвердится в любви к Богу, тогда через него научить всех остальных людей истинному Богопочитанию: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3). Для исполнения этого плана Бог находит человека Авраама, многократно испытывает его веру и из его потомства образует еврейский народ, которому через пророка Моисея дает Заповеди, раскрывающие ему Закон Любви к Богу и ближнему. Многими скорбями воспитывает Бог израильский народ, поскольку они уклонялись от пути к Богу, предпочитая чувственные удовольствия. В Священном Писании даже описывается момент, когда Господь в гневе на этот «жестоковыйный» народ решает «истребить их, и произвести многочисленный народ от Моисея» (Быт. 32:10), но по молитвам Моисея казнь была отменена. Однако грех умножался, и, как во времена Ноя, лишь остаток народа был верен Богу. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «После Моисея посылаемы были пророки для исцеления Израиля; но врачи сии плакали, не могши прекратить болезнь… Весьма велика была язва, покрывшая человечество».
Таким образом, ни один человек – Адам, ни патриархальная семья, ни избранный народ не смогли исполнить Закон Любви. Тогда Бог Отец посылает на землю обещанного Адаму Спасителя, Сына Своего Единородного, чтобы Он освободил человека от подчинения диаволу и вернул его к вечной жизни в любви Божией – исполнил Закон Любви, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Сын Божий, вочеловечившись, пришел к избранному народу с вестью о спасении людей, но иудеи не приняли Его. Перед Своей добровольной смертью на Кресте Господь говорил иудеям: «Иерусалим! Иерусалим! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лк. 13:34). Вновь люди отвергли любовь к ним Бога. Как приговор прозвучали слова: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк. 13:35). С преданием на смерть Господа нашего Иисуса Христа еврейский народ перестал быть избранным народом Божиим. Сын Божий спас от подчинения диаволу не отдельный народ, а все человечество. Во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея.., раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).
IV этап. Христиане
Благодаря искупительному подвигу Спасителя последователи Христа христиане получили возможность соединиться с Богом и исполнить Закон Любви. Почему это стало возможным?
В Личности Иисуса Христа соединились две природы – Божественная и человеческая, не смешиваясь между собою и не разделяясь. Восприняв человеческую природу, Господь был во всем подобен нам кроме греха. Не только телом, но и душою Он стал истинным человеком, не имея при этом личных грехов (за всю Свою земную жизнь Господь не совершил ни одного греховного действия, как сказано в Священном Писании: «Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 14:30) или «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30), ничего сродного себе, ничего нечистого, на что он мог бы распространить свою власть). Чтобы исполнить Закон Любви, Иисус Христос должен был воспринятую Им человеческую природу, точнее свободную человеческую волю, полностью подчинить воле Божией и тем самым соединить природу человека с Богом, Который есть Любовь, привести ее в состояние обо=жения. Этому замыслу Божию препятствовал диавол, всеми доступными ему средствами он старался подчинить Христа своей воле, но это ему не удалось. Крестная смерть Спасителя есть предел послушания Богу Отцу. Хотя Его человеческая воля противилась смерти, Господь подчинил ее воле Божественной, Он добровольно принес Себя в жертву для спасения людей и этой жертвой победил смерть. По словам В.Н. Лосского, «Единственный способ победить смерть – это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе места».
С одной стороны Господь разрушил смерть и вырвал человека из-под власти диавола. Через воскресение и вознесение Он в Своем Лице соединил навечно человеческую природу с Богом. С другой стороны Он показал пример послушания Богу и жертвенной любви. Следование этому примеру и дает возможность человеку исполнить Закон Любви – достичь спасения, соединения с Богом. По главной заповеди Христа между Его учениками должна царствовать любовь: «как Я возлюбил вас, – говорит Спаситель, – так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Для прохождения трудного пути подражания Христу Им учреждается на земле Церковь, в которой есть все необходимые средства для спасения. Она является и убежищем и путеводителем в житейском море, где идет жестокое противостояние добра и зла.
Из Священного Писания нам известно, что история человечества завершится, поскольку подавляющее большинство людей отвергнет Бога, предпочтя чувственные удовольствия, так же как и на предыдущих этапах. Тогда произойдет Второе пришествие Христово, воскресение мертвых и Страшный суд, где все человечество будет разделено: на тех, кто старался исполнять Закон Любви, они будут вечно блаженствовать в Царстве Божием, где будет «новое небо и новая земля», и тех, кто творил зло, жил для своих чувственных удовольствий, они будут вечно мучиться в аду.
О сроках кончины мира нам не известно, поскольку они зависят от свободного выбора человека: чем больше людей будут любить Бога и друг друга, тем дольше будут жить народы на земле в мире и благоденствии. И наоборот, чем больше людей будут жить для себя, для удовлетворения своих чувственных удовольствий, страстей, тем быстрее наступит кончина мира. Одним из признаков конца света будет воцарение на земле единого правителя – антихриста, человека, управляемого дьяволом. Но этого «не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:7, 8). Существует несколько толкований понятия «удерживающего», например св. прав. Иоанн Кронштадтский понимал под ним православного царя и православное государство, как создающие наиболее благоприятные условия для поддержания людей, исполняющих Закон Любви. Другие свв. Отцы понимали под «удерживающим» любовь. Когда охладеет в людях любовь, тогда придет антихрист.
В заключение приведем основные выводы из изложенного выше.
Единственный закон существования этого мира – это закон, данный Богом человеку, Закон Любви: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим», он осуществляется через любовь к ближнему: «и ближнего твоего как самого себя».
Неисполнение этого Закона человеком ведет к разрушению его собственной природы, общества и всего человечества. При такой установке человек рассматривает все окружающее через призму выгоды для себя; я – это центр, а все остальное нужно мне постольку, поскольку может удовлетворить мои чувственные удовольствия.
Бог раскрывает перед человеком Закон Любви постепенно. Вначале он дается Адаму через заповедь послушания Богу, затем детализируется в виде десяти Заповедей Моисея, и, наконец, полностью раскрывается Самим Богом, сошедшим на землю, прежде всего, Его учением (заповеди Блаженства), Его делами на земле и, наконец, Крестной смертью для спасения людей.
Каждого человека после его земной жизни ждет одна из двух участей: либо вечная жизнь в любви с Богом в Царствии Небесном для тех, кто исполнял Закон Любви, либо вечные муки в аду с диаволом для тех, кто жил для себя, своих чувственных удовольствий.
Георгий Кобрин,
2008 г.